Регистрация ИП. Пошаговая инструкция

В данной статье находится подробная инструкция для тех, кто решил открыть свой индивидуальный микро-бизнес в 2018 году.

Руководствуясь ниже написанным, Вы сэкономите много времени и нервов на процедуре регистрации ИП.

Выбор способа регистрации ИП

Зарегистрировать себя, как индивидуального предпринимателя, можно двумя способами:

  • Самостоятельная регистрация.
  • Регистрация ИП через специализированную организацию.

Необходимые документы

Документы, необходимые для регистрации ИП в ФНС (подробнее о каждом из них читайте ниже в статье):

Шаг 1. Подбор кодов деятельности ОКВЭД

Перед началом регистрации необходимо определиться, какими видами деятельности Вы хотите заниматься, и выбрать коды этой деятельности из классификатора ОКВЭД.

С 11.07.2016 года необходимо применять новый ОКВЭД (ОК 029–2014).

Подобрать ОКВЭДы можно на этом бесплатном сайте.

Необходимо выбрать максимальное количество кодов ОКВЭД. Хотя при добавлении кодов после регистрации ИП дополнительно доплачивать за них не нужно, но выписка из ЕГРИП платна и это довольно хлопотно. За лишние коды деятельности ОКВЭД ответственности и отчётности нет.

В заявлении на регистрацию необходимо будет указать минимум 4 (ХХ.ХХ - группа) цифры кода ОКВЭД, в него будут входить все пятизначные (ХХ.ХХ.Х - подгруппа) и шестизначные (ХХ.ХХ.ХХ - вид).

Размер страхового тарифа ФСС от несчастных случаев зависит от класса профессионального риска,который определяется на основании первого кода ОКВЭД. Также от основного кода зависит подпадаете ли вы льготные виды деятельности, при котором в ПФР за работников платят не 26%, а 18%.

Шаг 2. Выбор системы налогообложения

Перед регистрацией необходимо определиться с какой системой налогообложения Вы хотите работать.

Для этого необходимо ознакомиться со статьёй Какой налог выбрать?

Шаг 3. ИНН

Чтобы зарегистрировать ИП необходим ИНН. Если его нет, то необходимо к документам, подаваемым на регистрацию ИП приложить заполненное заявление на получение ИНН.

Во многих налоговых заявление может не потребоваться, ИНН выдают вместе с документами на регистрацию ИП, номер присваивается автоматически на основании данных, указанных в документах на регистрацию ИП.

Шаг 4. Подготовка документов

Заявление на регистрацию ИП

Для регистрации ИП необходимо заполнить заявление по форме Р21001.

Инструкция по заполнению находится на странице ФНС.

С помощью этого сайта можно подготовить заявление на регистрацию бесплатно.

Также инструкцию по заполнению с примерами Вы можете найти ниже в этой статье.

Подписывать заявление необходимо В ПРИСУТСТВИИ НАЛОГОВОГО ИНСПЕКТОРА В ОТДЕЛЕНИИ ФНС.

Госпошлина

Размер госпощлины за регистрацию ИП составляет 800 рублей. Сформировать квитанцию и оплатить её онлайн можно на сайте налоговой службы. Или можно распечатать эту квитанцию и оплатить её в отделении Сбербанка.

Инструкция по заполнению заявления на регистрацию ИП

Рис.1 Заявление на регистрацию ИП Лист 001 Титул

Заявление на регистрацию ИП Лист 001 Титул

Рис. Заявление на регистрацию ИП Лист 002

Заявление на регистрацию ИП Лист 002 Адрес места жительства (пребывания) в Российской Федерации и Паспортные данные

Рис. Заявление на регистрацию ИП Лист А

Заявление на регистрацию ИП Лист А Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности(ОКВЭД)

Рис. Заявление на регистрацию ИП Лист Б

Заявление на регистрацию ИП Лист Б Контактные данные. Подпись. Заверение

Шаг 5. Переход на УСН

Если Вы хотите работать по упрощённой системе налогообложения (УСН), то заявление (в двух экземплярах) можно подать вместе с документами на регистрацию ИП или в течение 30 дней после регистрации ИП в ФНС. В образце необходимо изменить данные, выделенные красным, на свои, КПП для ИП не нужно.

Преимущества упрощенной системы налогообложения (УСН)

Освобождение от обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность в Федеральную Налоговую Инспекцию. Это является существенным аргументом и заметно упрощает саму процедуру ведения бухгалтерского учета компании.

Упрощенное ведение налогового учета. В книге доходов и расходов необходимо отражать только те хозяйственные операции, которые влияют на формирование расчетной базы.

Оптимизация налогового бремени – три крупнейших налога заменяются на один.

Освобождение от уплаты НДФЛ, касающегося доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Собственник обладает возможностью выбора объекта, по которому рассчитывается налог, – «доходы» (размер налога 6%) или «доходы минус расходы» (налог от 5% до 15%).

Декларации подаются 1 раз в год.

Основные недостатки упрощенной системы налогообложения (УСН)

Ограничения по видам деятельности. В частности, применять УСН не имеют права организации, осуществляющие банковскую или страховую деятельность, инвестиционные фонды, нотариусы и адвокаты (частная практика), компании, реализующие подакцизные товары, негосударственные пенсионные фонды и т.д. (полный список представлен в ст. 346 Налогового Кодекса).

Невозможность открытия представительств или филиалов.

Невключение всех расходов в перечень при расчете уменьшения налоговой базы («доходы минус расходы»).

Отсутствие обязанности составления счетов-фактур при упрощенной системе налогообложения, с одной стороны, является положительным фактором для компании: экономия рабочего времени и материалов. С другой стороны, это вероятность потери контрагентов, плательщиков НДС, поскольку последние в данном случае не могут предъявить НДС к возмещению из бюджета.

Переход компании с УСН на общий режим налогообложения и наоборот не позволяет включения убытков прошлых лет при расчета единого налога или налога на прибыль.

Наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога, установленного законодательно (при объекте «доходы минус расходы»).

Заявление на УСН и др документы можно также составить на этом сайте.

Шаг 6. Процедура подачи документов в ФНС

Собранные документы необходимо подать в отделение ФНС по месту жительства ИП или по адресу временной регистрации (если нет постоянной прописки).

Адреса налоговой службы.

При подаче документов на регистрацию ИП лично необходимо:

  • Отдать документы сотруднику ФНС документы.
  • Расписаться в присутствии сотрудника ФНС в заявлении на регистрацию ИП.
  • Получить расписку в приёмке документов (в ней будет указана дата получения готовых документов).
  • Получить один экземпляр заявления о переходе на УСН (если переходите на неё).

При подаче документов на регистрацию ИП через представителя:

  • Необходимо заверить и прошить у нотариуса заявление на регистрацию ИП (Р21001) и копию всех страниц паспорта.
  • Сделать нотариальную доверенность представителю.

При отправке документов по почте их нужно посылать ценным письмом с описью вложения и уведомлением по адресу ИФНС.

С помощью этого онлайн-сервиса можно вести налоговый учет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, Единый расчет, подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 325 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).

Шаг 7. Получение документов в ФНС

В дату, указанную в расписке, необходимо прийти в отделение ФНС за готовыми документами с паспортом и распиской (представителю необходима доверенность).

Срок регистрации ИП не превышает 3 дней.

Если Вы не придёте за документами в указанный день, то документы отправят по почте.

Список получаемых документов:

  • Лист записи ЕГРИП с номером ОГРНИП (ранее выдавалось свидетельство в бумажной форме).
  • Свидетельство ИНН (если не было).
  • Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе Форма 2-3-Учет.
  • Уведомление о регистрации физического лица в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту жительства (если не выдадут, нужно самим получать).
  • Уведомление о присвоении кодов статистики из Росстата (если не выдадут, нужно самим получать).
  • Свидетельство о регистрации страхователя в ТФОМС при обязательном медицинском страховании (если не выдадут, нужно самим получать).

Отказ в регистрации

Отказать в регистрации ИП могут по следующим причинам:

  • Неполный комплект документов.
  • Неверных данные, есть ошибки или опечатки.
  • Документов поданы в ошибочную ИФНС.
  • ИП был признан банкротом меньше года назад.
  • не истек запрет на ведение предпринимательской деятельности.
  • Уже зарегистрирован.
  • Судимость (судебный приговор).

В случае получения отказа в регистрации по вине заявителя, оплаченная госпошлина не возвращается. Если отказ необоснованный или случился из-за ошибки сотрудников ИФНС, то его можно обжаловать в вышестоящий налоговой орган или через суд.

С помощью этого онлайн-сервиса можно вести налоговый учет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, Единый расчет, подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 325 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).